- Греческое искусство
- материально-художеств. наследие греч. племенных союзов, полисов, территориальных государств и федераций. Представлено б. ч. комплексами архитектурно-изобразительного искусства. Становление Г. и. после падения микенских государств совпадает со сменой бронзового века железным (12 — 11 вв. до н. э.). Передвижения народов, вызванные, очевидно, экспансией «народов моря» (движение носителей культуры полей погребений, дорийское вторжение), привели к гибели микенской культуры на рубеже 2 — 1-го тыс. до н. э. Греч, культура развивалась прежде всего на базе принесенных пришельцами племенных обычаев, а также на основе натурального и домашнего хозяйства. Для древнейшего, т. н. протогеометрич. периода (11 — 10 вв. до н. э.), характерны керамич. изделия и мелкая пластика из бронзы, обожж. глины и т. д. Возвед. из кирпича-сырца и дерева культовые сооружения мало отличались от обычных жилых строений, о чем свидетельствуют остатки фундаментов и вогивных предметов (предметов, приносимых в древности в святилища и посвящаемых божеству). Такие способы строительства сохранились до геометрич. периода (9 — 8 вв. до н. э.), когда появилось художеств, творчество — вазовая роспись, — дававшее представление о жизни людей того времени (гл. сюжетами были культовые шествия, битвы, мореплавание, сцены погребений). В это же время появляются первые полисы — крупные поселения, политич. и хозяйств, центры. Малоазиат. поселения опережали в своем развитии материковые полисы приблизительно на столетие. Одновременно развивалась Великая греч. колонизация (с сер. 8 в. до н. э. до сер. 6 в. до н. э.), которая привела к основанию городов на побережье Юж. Италии, Сицилии и Причерноморья. С развитием торговли, возникновением ремесел, обусловивших начало денежного обращения и работорговли, усилилась социальная борьба между торгово-ремесл. и старой родовой знатью; при этом установление тирании способствовало упадку власти последней. В этот период крупных обществ, перемен (7 в. до н. э.) Г. и. сделало решающий шаг к монументальности в строительстве (храм Геры в Олимпии), скульптуре (Никандр, Нью-йоркский курос), архитектуре (фриз Приния), живописи (метопы из Ферма). В вазовой живописи вост. сказочные сюжеты и орнаменты сочетались с многоголосием местных стилей, среди которых доминировал коринфский (кувшин киджи). За первой фазой архаич. периода, т. н. «ориентализирующего» стиля следовала вторая ступень — архаика 6 в. до н. э., которая в соответствии с социально-историч. преобразованиями (реформы Солона, тирания Писистрата, образование Пелопоннесского союза) отказалась от монументального наследия 7 в. до н. э. и ввела в искусство фигуры и образы из мифологич. сюжетов и повседневных сцен жизни. Пробуждение самосознания личности отразилось в авторских надписях (Генелея, Клития, Эксекия) и в надписях почитателей искусства (Сгезий, Онеторид, Леагр). Наряду со строительством в дорич. ордере (храм Аполлона в Коринфе) началось сооружение зданий в ионич. ордере (храм Артемиды в Эфесе, Дидимейон, храм Геры на Самосе). На примере архитектурного рельефа, фронтонов (Керкира, Дельфы, Афины), фризов (сифнийский фриз), метоп (сокровищницы сикионцев и афинян в Дельфах) можно проследить ступени развития др. плоских украшений на мн. надгробиях (стела Аристиона) и посвятительных рельефах. Среди скульптурных творений выделяются многочисл. куросы (скульптуры стоящих обнаж. юношей), а также выразительная группа найденных на афинском акрополе женских статуй (коры), на которых заметны следы нанес, когда-то краски. В вазовой живописи ведущую роль с сер. 6 в. до н. э. заняли Афины. Переход к классике в 5 в. до н. э. связан со значительными историч. событиями (свержение тирании, греко-перс. войны) и обществ, переменами в Афинах, которые привели к созданию рабовладельч. демократии при Перикле. Классич. произведениям искусства была присуща уравновешенность всех частей (пондерация) растительных мотивов, фигур животных и образов людей, композиционных дополнений и т. д.) и их синтез в едином органич. целом. Эти произведения в художеств, форме отражали обществ, структуру демократии, где все полноправные граждане (иммигранты и рабы исключались) выступали носителями единой государственности. Дорич. стиль достигает в храме Зевса в Олимпии раннеклассич., а в т. н. Тесейоне в Афинах — зрелоклассич. ступени. В Парфеноне дорич. ордер сочетается с элементами ионич. ордера. Этот синтез, заметный также в Пропилеях, демонстрирует влияние локальных стилей в аттич. классике. Храм Ники на Акрополе представляет образец аттико-ионич. художеств, стиля, который достигает в Эрехтейоне наиболее полного декоративного насыщения. Рельефы фронтонов, фриза и метоп Парфенона, являющихся достижениями зрелой классики, спроектированы и отчасти выполнены Фидием. Дорич. — ионич. скульптуры Олимпии знакомят с объемной аттич. пластикой развитого классич. стиля, которая создавалась в последнюю четверть этого столетия (фриз храма Аполлона в Бассах — Фигалии). «Дорифор» (копьеносец) работы Поликлета — воплощение классич. пластики и для тою времени наглядный канон (образец) идеального телосложения. Он принадлежит к ряду статуй, в которых образно выражен атлетич. и военный идеал классич. полиса, (так же как «Дискобол» Мирона, «Диадумен» Поликлета, «Идолино»). Образы богов (Афина Лемния, Venus Genetrix) усиливаются хрисоэлефантинной (сочетание золота и слоновой кости) техникой в статуях Зевса в Олимпии и Афины Парфенос работы Фидия. Представление об этих статуях дают подражания (статуэтки varvakion, пергамские произведения, гемма Аспазии). Изобразит. искусство создало портреты поэтов (Гомер, Софокл), философов и стратегов (Перикл работы Кресилая). Люди изображались в их обществ, ранге, следовательно, воплощался образ человека как члена определ. коллектива. Мелкая пластика из бронзы и терракоты, так же как и вазовая живопись, имитировала крупные произведения, варьировала и часто воплощала окружавшую действительность, деятельность простого человека (выпечка, приготовление пищи, стрижка и т. д.). Новшества монументальной живописи, связанные с именами Полигнота, Микона, Паррасия, Аполлодора, отражались в вазовых росписях (кратер аргонавтов), а также копиях мраморных изображений («Женщины, играющие в кости» Александра). К этому времени появились мастера и в искусстве резьбы по камню (Дексамен). Борьба за власть в греч. полисах (Спарта, Афины, Фивы) в 1-й пол. 4 в. до н. э., усиление македонского царства при Филиппе II во 2-й пол. 4 в. до н. э. и подчинение Македонии греч. городов-государств, образование империи Александра Македонского и ее распад на эллинистич. монархии, осуществившиеся в следующем столетии, вызвали изменения в искусстве. В 1-й иол. 4 в. до н. э. Г. и. обозначается как постклассич., во 2-пол. 4 в. до н. э. — как предэллинистич., а в 3 — 1 вв. до н. э. — как эллинистич. искусство. В храмовой архитектуре акцент переносится на разработку фасада и внутр. помещений (храм Афины Алей в Тегее). Это отразилось также в рациональном планировании городских кварталов (Приена) и строительстве домов, где особое значение приобрели центральные помещения (дома в Приене). Выполненный в 6 в. до н. э. из дерева с переделанной в 5 в. до н. э. каменной сценой теаф Диониса в Афинах начал перестраиваться целиком из камня. Театральные строения были сооружены в Приене и Эпидавре. В них конструктивно были взаимоувязаны здания сцены и зрительного зала. Усиливался динамизм, и совершенствовалась передача объема от округления контуров и образования совершенной обзорности в 1-й пол. 5 в. до н. э. (Гермес Андрос — Фарнезе, «Савроктон» к свободной пластике 2-й пол. 5 в. до н. э. («Аполлон Бельведерский», «Афродита Книдская», «Гермес» Праксителя), к портретному искусству (бюсгы Платона, Аристотеля). Это заметно также в композициях фигур на рельефах (фриз Галикарнасского мавзолея, саркофаг Александра, основание памятника музам из Мантинеи, надгробие из Илисоса. рельеф Асклепия) и на вазовых изображениях (вазы из Керчи). Наряду с аттич. краснофигурной вазовой живописью, господствовавшей в 5 в. до н. э., в кон. 5 и особенно в 4 в. до н. э. развивалось раннеиталийское, в частности апулийское керамич. искусство, в котором выделяются оригинально расписанные вазы флиаков (мастер Ас гей), с театрально-историч. сценами. Искусство 4 в. до н. э. развивалось под влиянием творчества великих мастеров, среди которых особую славу заслужили Пракситель, Скопас и Лисиип. Творения великих живописцев этого столетия, от которых письм. источники сохранили лишь имена (Апеллес, Никий, Евфранор) и назв. произведений («Афродита» Анадиомена, портреты Александра), лишь в отдельных случаях предположительно могут быть связаны с сохранившимися произведениями (например, мозаика «Бигва Александра с Дарием» с картиной Филоксена из Эретрии). Три последних столетия развития Г. и. (с 3 но 1 в. до н. э.), которые относятся к периоду эллинизма, распадаются на раннюю фазу закрытою стиля (300 — 240/30 до н. э.), развитую фазу открыюю стиля (240 / 30 — 150 до н. э.) и позднюю фазу (150 50 до н. э.). В последней, кроме влияния оригинальной позднеэллинистич. ступени классицизма, наблюдаются проявления новоаттич. эклектизма и архаизма. К первой фазе принадлежат статуи Демосфена, работы Полиевкта, «Афродита» Дойдалса, «Девушка» Антия; ко второй — «Фавн» Барберини, «Галлы» (большой и малый) из Пергама, «Нике Самофракийская»; к третьей — «Клеопатра» из Делоса, «Боец» Боргезе, группа Лаокоона. Отражая социальное расслоение и растущую обособленность групп и индивидуумов в эллинистич. обществе, искусство этой эпохи обратилось к изображению представителей разных обществ, слоев и групп, а также людей разных возрастов («Сидящие» в Капитолийском музее, «Пьяная старуха»). Это отразилось также в искусстве индивидуального портрета (потреты Александра, Эпикура, Псевдо-Сенеки, Бостонского Гомера). Среди рельефных произведений своим тщательным оформлением выделяются Большой фриз (гигантов) и Малый фриз (фриз Телефа) алтаря Зевса в Пергаме. В жанре рельефа (рельефы Икария, Долона) отразился повыш. интерес греков к жанровым и пейзажным изображениям, что характерно также для живописи и производного от нее искусства мозаики (мозаики Диоскурида). Общедоступными для широких слоев были изготовл. в массовом количестве терракоты, особенно из Танагры и Мирины, роспись которых отчасти сохранилась. Наряду с храмовой архитектурой в дорич. (храм Афины в Пергаме) и преим. в ионич. ордере (храм Артемиды в Магнесии на Меандре, храм Афины в Приене) на передний план выдвигается гражданская архитектура (дома собраний, советов, гимнасии и т. д.). Для эллинистич. построек свойственно применение коринфских капителей (впервые в наружных постройках на памятнике Лисикрата в Афинах, 334 до н. э.), смешение элементов различных ордеров для усиления декоративно-представит. функций. Характерны также комплексные строения (дом совета в Милете, гимнасии в Приене и Пергаме) и конструктивное оформление площадей (храм Артемиды в Магнесии, Асклепийон в Косе). Искусство малых форм представлено множеством видов ваз, украш. богатым орнаментом, подчеркивающим нарядные формы (Гнафия, вазы «Западного склона», вазы Гадра). Излюбл. была рельефная керамика (мегарские кубки, каленские сосуды). Красноглиняная пергамская керамика заложила основы рим. Terra sigillata. Чрезвычайно важное место занимало ювелирное искусство, которое в этот период достигло высшей ступени оформления украшения в ангичности. Развитие эллинистич. искусства, образование отдельных ведущих центров культуры (Пергам, Родос, Александрия), а также заметное слияние отдельных местных стилей связаны с образованием эллинистич. государств, систем и федераций. В рамках Г. и. развивалось также искусство греч. колоний в Сицилии и Юж. Италии, т. н. Magna Graecia (Великая Греция). В целом менее изысканное, оно имело, однако, оригинальные достижения, например в архитектуре, в значительной части сохранившейся (Сегеста, Акрагант, Селинунт, Пестум), а также в большой живописи (недавно обнаружены пестумские картины). Мн. художеств, образы и мотивы Г. и. оказали сильное воздействие на рим. искусство, на др. христианское искусство византийской эпохи, на европ. искусство всех последующих периодов.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.